Category: искусство

Category was added automatically. Read all entries about "искусство".

пёс

Людовик XI Благоразумный

"Благородного в Людовике XI - только цель,
великого в его правлении - только результаты..."


Книга из вита-нововской серии Детям >>>
Но в этой серии есть моя личная ПОДсерия:) - под условным названием "История Франции в гравюрах".
В ней вышло уже СЕМЬ книг (и они уже все служат мне украшением библиотеки:) -



- "КОРОЛЬ-СОЛНЦЕ" Гюстава Тудуза с гравюрами Мориса Лелуара;
- "РИШЕЛЬЕ" Теодора Каю тоже с гравюрами Мориса Лелуара;
- "БОНАПАРТ" Жоржа Монторгёя с гравюрами Жоба;
- "НАПОЛЕОН" продолжение "Бонапарта" этих же товарисчей:)
- "ГЕНРИХ IV" Жоржа Монтергёя с гравюрами Германа Фогеля;
- "ЖАННА Д'АРК" Франца Функ-Бретано с иллюстрациями Октава Гийоне.

Теперь очередь дошла до короля Франции Людовика XI.
И, как и в книгах "Бонапарт" и "Наполеон", автор текста тут - Жорж Монторгёй (Октав Лебег),
а 36 графюр (в этот раз кол-во гравюр сошлось у меня с издательством - тютелька-в-тютельку 36!:) - художника Жака Мари Гастона Онфруа де Бревиля - Жоба.
Да и перевод всё того же Михаила Давидовича Яснова:)

Кстати говоря, мне именно эту книгу читать было интереснее всего - про Людовика XI я мало чего знала (ну, разве что, упоминается он в "Соборе Парижской Богоматери":), и пересказ Яснова мне тоже тут больше всего понравился - он более "живой", чем в книгах предыдущих.

Набожный король. Осторожный, мрачный и жестокий.
Всем своим видом больше напоминающий хитрого ростовщика, чем Короля Прекрасной Франции!
Но внешность бывает слегка обманчива...
Тяготы правления делали его таким, а в некоторых случаях Людовик XI был даже весел и остроумен, оказывается:)!
Жорж Монторгёй вот прям так и говорит:
"... даже наказывая, он сохраняет яркую жизнерадостность..."

Ну а если серьёзно, то Людовик XI - явно не "герой моего романа".
Но читать про него мне было чрезвычайно интересно!
Он основал абсолютную монархию на развалинах феодализма, расширил границы Франции.
К тому же, будучи одним из образованнейших людей своего времени, Людовик покровительствовал наукам и искусствам (особенно медицине и хирургии), основал типографию в Сорбонне и вообще покровительствовал распространению книгопечатания (!!!), восстановил почту - древнее учреждение Римской империи... в-общем, много сделал для Франции! Несмотря на свои мрачность и скупость (а, может, именно благодаря им:)))

Гравюры Жака Мари Гастона Онфруа де Бревиля - превосходны как всегда:)
Эта книга (как и другие исторические книги-альбомы) входит в "Золотой фонд книжной графики"
Как и "Наполеон", как и "Бонапарт", как и ещё некоторые его исторические книги-альбомы.
В статье о Художнике В.Г.Зартайского упоминается ещё о книгах: "Мюрат" и "Ла Тур д'Овернь, первый гренадёр Франции" - ждём их теперь от Вита-Новы с нетерпением:)

Ну и про само издание.
Книга энциклопедического формата, в крепкой ледериновой обложке с тиснением, плотная матовая меловка, закладка-ляссе, хорошочитаемый шрифт и великолепное качество печати (Латвия).

Жорж Монторгёй

"Людовик XI"




Издательство - Вита Нова
Год - 2017
Страниц - 96
Тираж - 2 000 экземпляров

Пересказ - Михаила Яснова
Художник - ЖОБ (Жак Онфруа де Бревиль)


[ЛЮДОВИК БЛАГОРАЗУМНЫЙ >>>]











































































И хочется СНОВА обратиться ко Вселенной...
ОЧЕНЬ хочется увидеть в этой серии под условным названием "История Франции в гравюрах" "МАРКИТАНТКУ" того же самого Жоржа Монторгёя с иллюстрациями того же самого Жоба!!!



[Разве ж она не прекрасна?!?!!!]



















в Лабиринте
в Озоне
пёс

Монументальный труд

Сколько лет наш дорогой друг тырил у нас картинки:) собирал по крупицам информацию!
Сколько лет систематизировал, форматировал и фотографировал-сканировал!
В результате - обессмертил своё имя на века:)

Итак, вышел в свет ПЕРВЫЙ том нужной и полезной (для всех любителей детской книги) энциклопедии.
Ожидаются ещё как минимум 11 томов... заранее освобождаю в своём шкафу целую полку:)))

В первый том влезла вошла информация только о тех художниках, чья фамилия на букву А.
Среди них мои любимые: Аземша, Алексеев и Строганова, Алфеевский, Аминов, Андриевич, Антокольская, Антоненков, Архипова, Афанасьева.

Книжища, как и положено энциклопедиям, ОГРОМНАЯ и ТОЛСТЕННАЯ.
В крепком ледериновым переплёте с картинкой-вставкой и золотым тиснением.
И, в отличие от "Большой советской энциклопедии", не на тонюсеньком пергаменте, а на достаточно плотной матовой меловке!
Качество печати - на высоте. Наша любимая Латвийская типография постаралась:)

Нужная книга для библиотек, издательств, художников, коллекционеров, антикваров, библиофилов, букинистов и просто собирателей детских книг.
(жаль Гусис мой уже не застал выхода этой замечательной энциклопедии...)

С.В.Чистобаев

"Художники детской книги СССР" (1945-1991)


001.jpg

Издательство - Санкт-Петербург Оркестр
Год - 2017
Страниц - 800
Тираж - 1 500 экземпляров


[можно было фотографировать ВСЮ книгу, там КАЖДЫЙ РАЗВОРОТ прекрасный!]


































Книга не продаётся ни в ЛАБИРИНТЕ, ни в ОЗОНЕ, к сожалению:(
Но можете обращаться по вопросам её приобретения - с удовольствием помогу:)))
театр

Продолжается наш вояж:) по столичным Театрам

Правда, в этот раз мы пошли не совсем в столичный театр... во всяком случае по названию:)
А вот территориально он очень даже столичный!
(и от нашего дома недалеко:)




Прямо напротив театра один из самых красивых Московских парков - ЦАРИЦЫНО !



И на этот раз поход в театр был у нас самый что ни на есть семейный!
Мы там были ВСЕ - я, муж мой, сын мой, мать моя:)

[СЕМЬЯ ТЕАТРАЛОВ:)]
Точнее мы с мужем и с нашей бабулей приехали туда по приглашению сына (нужно же было глянуть хоть одним глазком, где он служит?:)



И пока взрослые отдыхали и развлекались, ребёнок наш трудился в поте лица...
Вот оно - СЧАСТЬЕ МАТЕРИНСТВА !!!:)


Так как мы попали сюда впервые - расскажу о моих впечатлениях о самом Театре.
Здание у него - прошлого века (1967 год), интерьеры - современные, ремонт - свежайший:)

[прогуляться по ТЕАТРУ >>>]
Само здание очень большое.
А внутри театр кажется компактным, можно даже сказать домашним... я такие очень люблю!

Фойе первого этажа с той самой "вешалкой", с которой, как мы все помним, и начинается Театр:)
А на колоннах - аппетитные куличики с разноцветными яичками. Пасха же!



Там же, в уголке:) разместился уютный небольшой буфет -



... в котором даже пироженки-ПЯТАЧКИ имеются:)



В фойе на стенах полным-полно детских цитаток (многие из них стрррашно забавные:) -



... но вот народ потянулся по лестнице в зрительный зал (есть тут и лифт для колясочников)





Перед входом в зрительный зал - ещё одно фойе



с Галереей Актёров...





... на фоне которой фотографируются все кому не лень:) и поодиночке, и целыми компаниями -





Пофотографировались - и в зал, занимать места "согласно купленным билетам":)


(фото с сайта театра)


А смотрели мы замечательный спектакль   "Про мою маму и про меня"

[про СПЕКТАКЛЬ >>>]
Пьеса Елены Исаевой - про отношения.
А точнее - про взаимоотношения Матери и Дочери.
Надо сказать, прекрасные у них взаимоотношения!
(никаких проблем с "переходным возрастом дочери и кризисом среднего возраста матери", как было заявлено в аннотации к спектаклю, я не увидела:)
Мать радуется любым успехам дочери, помогает ей во всём - выбрать свою "стезю гениальности":), избавляться от комплексов, разобраться с первой любовью, стать в жизни увереннее и самодостаточнее.
Дочь тоже всеми силами старается помочь матери - например, пытается наладить её личную жизнь:)

Всем бы Дочерям такую Мать!
Всем бы Матерям такую Дочь!

Катерина в исполнении Нонны Гришаевой - спокойная, мечтательная, интеллигентная Женщина с мягким чувством юмора:) Изящная, гибкая, воздушная, красивая той спокойной красотой, от которой просто взгляд не отвести.
Такая Женщина лишь однажды встречается в жизни Мужчины... ежели тому конечно повезёт:)

Лена в исполнении Христины Полуяновой - непосредственный, угловатый ребёнок-подросток.
Неуклюжая, эмоциональная, с добрым сердцем и открытой всему миру душой.
(и мне почему-то кажется, что актриса и в жизни такая - так пылко и порывисто нужно уметь жить, чтобы достоверно сыграть:)
Такая Девушка - подарок для любого Юноши... ежели тот не дурак и способен оценить это сокровище:)


(фото с сайта театра)


(фото с сайта театра)

"Жизнь, отданная людям" - одна из самых пронзительных историй в спектакле - рассказ соседки бабы Раи о жизни на войне девчонок, немногим старше самой Лены.
...Ах, война, что ж ты сделала, подлая...


(фото с сайта театра)

Кроме Нонны Гришаевой и Христины Полуяновой в постановке задействованы ещё шесть актёров -
Антон Афанасьев, Людмила Мунирова, Валерий Кукушкин, Анастасия Дворецкая, Ольга Леонова и Алла Кондрашина - каждый из них играет с огоньком:), да ещё и по несколько ролей.

Не могу не отметить оформление спектакля.
Оно аутентично советскому времени, в котором и происходит действие пьесы Елены Исаевой.
Пионерские галстуки, банты и гольфы, платья с белыми воротничками, причёски-бабетты.
Реквизит - мебель и игрушки - тоже из 70-х.
А ещё в спектакле активно используются фото и видео на большом экране (да и на занавесе тоже:) той эпохи.
Эпохи "физиков и лириков", эпохи прямолинейной и стабильной. С уверенностью в завтрашнем дне.
Мне повезло застать кусочек той эпохи... и спектакль позволил мне прожить там ещё пару часов, за что хочу сказать Автору пьесы и Театру большое СПАСИБО !






... два часа пролетели как одна минута, и зрители потянулись на выход...



Мы тоже тихонько поползли в ночь, осмысливая и усваивая только что увиденное.... попутно любуясь ночными видами Театра и Царицыно...





Ползли тихо, потому как хотелось подольше сохранить те тёплые и светлые чувства, которые вызвал в наших душах сегодняшний спектакль.
пёс

Легко ли быть маленьким?

Понятное дело - ТЯЖЕЛО !
Всё вокруг большое и страшное:)
И от пола ничего не видно (к примеру, что там вкусненького лежит на столе:)))

Вот и маленькому таксику Густаву тяжело жилось на свете.
Пока он не понял, что маленьким быть нелегко, но... не так уж и плохо:)

Эта милая, маленькая история была придумана и нарисована голландским автором и художником -
Хансом де Беером.
Дрбрые и симпатичные рисунки иллюстрируют эту немудрёную историю.
Мне понравились (но без фанатизму:)

Книга большого формата, в крепкой картонной обложке, на плотной матовой меловке, с цветными форзацами, крупным шрифтом и отличным качеством печати (Парето-Принт).

Мне вообще очень нравятся книги серии   Книжка-Улыбка >>>

Ханс де Беер

"Легко ли быть маленьким?"




Издательство - ЭНАС
Год - 2016
Страниц - 26
Тираж - 4 000 экземпляров

Перевод - И.Боковой
Художник - Ханс ДЕ БЕЕР


[МАЛЕНЬКИЙ ТАКСИК В БОЛЬШОМ МИРЕ >>>]
































в Лабиринте
пёс

Волшебная коробочка юного модельера:)

Ну, или как они там называются?
Те, кто собирает модели? Моделировщики?:)
В-общем, такой вот будущий моделировщик и у нас в семье подрастает:)))
ПОКА евойные родители собрали на его глазах:) с ним вместе ОДНУ модель - немного рановато нашему Кабачку сейчас (но он усиленно помогал!)
А вот через годик-два и сам всё собирать будет!
Пускай остальное полежит пока, припрячу, как заботливая бабушка:)



Итак, коробочка.
Из толстого ламинированного картона. Прочная и красивая:)
В ней слева прикреплена книжка-брошюрка.
С пошаговыми инструкциями по сборке моделей и с небольшими биографиями двух Великих Изобретателей -
Леонардо да Винчи и Жюля Верна.
А ещё в книжке есть интересные факты-сноски про изобретателей и их творения.

Вот вы знали, к примеру, что да Винчи придумал первый парашют в форме пирамиды?
А что он был левшой и писал справа налево в зеркальном отображении? (это я знала, но всё равно каждый раз поражаюсь этому факту:)
А что первыми пассажирами-испытателями воздушных шаров были утка, петух и барашек?
Это только некоторые факты-сноски, их в книжке-брошюрке побольше будет!

Ну и ещё в коробочке, знамо дело, САМИ сборные модели в разобраном виде:)
Пять моделей на десяти толстенных картонных листах, заламинированных в глянцевый ламинат.
Просто выдавливаешь детали модели и собираешь, следуя инструкции.
Вот так вот всё просто - просто Гении уже всё придумали до нас:)))
Издательство МИФ всё это "упаковало" в коробочку, а в Китае всё это для нас напечатали.

Паскаль Бриуаст

Великие изобретения Леонардо да Винчи и Жюля Верна.

5 моделей из картона




Издательство - МИФ
Год - 2017
Страниц - 38 (в брошюре) + 10 листов с моделями
Тираж - 4 000 экземпляров

Перевод - Елены Денисовой
Художник - Розенн БОТУОН


[ОТКРЫВАЕМ КОРОБОЧКУ...]
Открываем коробочку - слева книжка-брошюрка, справа (в конверте) листы с моделями -



Книжка-брошюрка -





















Пустая коробочка:) -



Непосредственно модели -













Непосредственно процесс сборки:) -





в Лабиринте
в Озоне
пёс

про Деву из Орлеана

Есть у меня книга про Орлеанскую деву вот такая - (посмотреть можно ТУТ >>> )
И ТАКАЯ тоже есть.
А теперь, благодаря внебрачной дочери Рокфеллера, всеми нами любимой poma_shka , у меня появилась и третья книга про Жанну Д'Арк.
Эта подпольная миллионерша Корейко всегда дарит мне на ДР какую-нить дорогую книгу:)
Спасибо тебе, Ромашенция!
Не только за эту книгу, а вообще за то, что ТЫ ЕСТЬ!

Книга из вита-нововской серии Детям >>>
Но в этой серии есть моя личная ПОДсерия:) - под условным названием "История Франции в гравюрах".
В ней вышло уже ШЕСТЬ книг (и они уже все служат мне украшением библиотеки:) -



- "КОРОЛЬ-СОЛНЦЕ" Гюстава Тудуза с гравюрами Мориса Лелуара;
- "РИШЕЛЬЕ" Теодора Каю тоже с гравюрами Мориса Лелуара;
- "БОНАПАРТ" Жоржа Монторгея с гравюрами Жоба;
- "НАПОЛЕОН" продолжение "Бонапарта" этих же товарисчей:)
- "ГЕНРИХ IV" Жоржа Монтергея с гравюрами Германа Фогеля.

Вот теперь к этой славной компании присоединилась и Жанна.
Правда иллюстрации к Жанне - НЕ гравюры... придётся для себя менять название серии:)
(а вот если бы Вита-Нова взяла в книгу о Жанне гравюры Монвеля, что в книге ТриМага, то и менять бы не пришлось:)))

И вот теперь у меня в анамнезе ТРИ книги об Орлеанской Воительнице.
Они все разные и по текстам, и по иллюстрациям.

ПРО ТЕКСТ.
Больше всего мне понравился текст в издании от Пан-Пресса - стихотворный, авторства Шиллера и перевода Жуковского. И концовка там оррригинальная (и имя главной героини:) - ИОАННУ д'Арк не сожгли на костре, а она пала смертью героя на поле брани. Как и положено воительнице.
Меньше всего мне глянулся текст в ТриМаговском издании - он слишком уж сухой.
А вот в этой книге текст Франца Функ-Брентано уже не такой высушенный. Вполне себе читабельный текст в пересказе Михаила Яснова.
(но всё равно хотелось бы что-нить поживее... типа текста Марка Твена:)

ПРО ИЛЛЮСТРАЦИИ.
В книге СОРОК живописных полотен Октава Гийоне.
На каждом развороте слева текст, справа - полностраничная иллюстрация.
Очень красивые и напечатанные очень хорошо.

Ну и про само Вита-Нововское издание.
Книга энциклопедического формата, в крепкой ледериновой обложке с тиснением, плотная матовая меловка, закладка-ляссе, хорошочитаемый шрифт и отличное качество печати (Латвия).

Франц Функ-Брентано

"Жанна д'Арк"




Издательство - Вита-Нова
Год - 2016
Страниц - 96
Тираж - 2 000 экземпляров

Пересказ - Михаила Яснова
Художник - Октав ГИЙОНЕ


[ОСТОРОЖНО! ВСЕ 40 иллюстраций!]





















































































      в Лабиринте
Фильмов про деву из Орлеана снято много...



Но мне кинематографическая Жанна всё равно больше всего нравится в НЕснятом фильме Глеба Панфилова в исполнении гениальной Инны Чуриковой!

пёс

Обитатели Южного полушария Земли.


...они уйдут на Север... но мы там уже БЫЛИ >>> :) и теперь пойдём на Юг.

Наконец-то дождались!!!
Можно уже приобрести ВТОРУЮ книгу замечательного Художника Дитера Брауна !

В ПАРУ к первой -

И снова я смотрю на животный мир нашей планеты сквозь волшебную призму рисунков Брауна.
И снова я окунаюсь в завораживающий мир калейдоскопа...

Как и книга "Животные Севера" - это не энциклопедия, а, скорее, Альбом Художника.
Так как текста тут практически нет.
Есть короткие заметки о каком-либо обитателе Южного полушария, и то не обо всех.
И РИСУНКИ !
88 магических рисунков представителей фауны от Африки до Антарктиды.

Про само издание.
Оно большого формата, в крепкой картонной обложке с блинтовым тиснением, на очень плотном офсете, с закладкой-ляссе и замечательным качеством печати Латвии.
Книга упакована в защитную плёнку.
Как только её снимаешь, сразу чувствуется ооооочень сильный запах краски, который через непродолжительное время полностью улетучивается.

Дитер Браун

"Животные Юга"




Издательство - МИФ
Год - 2017
Страниц - 144
Тираж - 2 000 экземпляров

Перевод - Натальи Кушнир
Художник - Дитер БРАУН


[животный мир ЮЖНОГО ПОЛУШАРИЯ >>>]
































































          
в Лабиринте             в Лабиринте
в Озоне                     в Озоне

Я очень рада, что наш Кабачок (как и многие другие юные натуралисты:) будет знакомиться с удивительной фауной Земли, разглядывая не только фото-энциклопедии, но и этот вот удивительный Альбом удивительного Художника.
Энциклопедии с подробными фотографиями и схемами хороши для того, чтобы природу изучать.
А вот для того, чтобы природу полюбить - на неё хорошо бы взглянуть другими глазами...

пёс

Литературно-музыкально-художественное издание

ОЧЕНЬ я рада, что переиздали "Альбом"!!!

Эта книга, естессьно, НЕ художественная книга в прямом смысле этого слова.
Это - альбом, состоящий из чудесный стихов Виктора Лунина, нот чарующей музыки Петра Ильича Чайковского и волшебных рисунков Веры Павловой.

В-общем, шедевры Музыки и Изобразительного Искусства сопровождают очень хорошие стихи.

А уж как умеет издавать ТАКИЕ книги издательство Вита-Нова, мы все прекрасно знаем!
Большой формат, крепкая красивая обложка, плотная матовая меловка и прекрасное качество печати - всё это достойно "наполнения книги", так сказать:)

Пётр Ильич Чайковский

"Детский альбом"





Издательство - Вита Нова
Год - 2010
Страниц - 144
Тираж - 5 000 экземпляров

Стихи - Виктор Лунин
Художник - Вера ПАВЛОВА


[ОСТОРОЖНО! Фото много>>>]


























































































НЕ "Детский альбом"... но тож Пётр Ильич:)



... а вот и сам "Детский альбом". ВЕСЬ -




в Лабиринте
пёс

Подарок для коллекционеров. Ну и для детей тоже:)

Потому как эта книга - коллекционный Альбом Художника за небольшую цену:)
О самом Художнике - Николае Николаевиче Жукове - можно прочитать ТУТ >>>

В альбоме же этом - великое множество рисунков детишек (88 страниц - на каждой из страниц чудеснейшее изображение), напечатанных в высочайшем качестве!
Да на плотной матовой меловке, тонированной в беж (похоже на бумагу для акварели).
Добавьте ещё и крепкую обложку с тканевым корешком - и вот и получается превосходный Альбом Художника!

Который, кстати говоря, выпущен не только для коллекционеров.
Но и для детей тоже:)
Так как волшебные рисунки Николай Николаевича сопровождают короткие стишки
Владимира Венедиктовича Томсена.

Любим мы толстых,
Глазастых детишек -
Младших сестрёнок
И младших братишек.

Сами когда-то
Такими же были.
Старшие тоже
Нас очень любили.


Какие-то стихи мне понравились больше, какие-то меньше... но детям, я думаю, они ВСЕ понравятся!
Потому что они - о них.
Как и портреты-рисунки замечательного Художника.

Николай Жуков, Владимир Томсен

"Давайте познакомимся"




Издательство - Речь
Год - 2017
Страниц - 88
Тираж - 7 000 экземпляров

Художник - Николай ЖУКОВ


[ОСОБЫЙ и БОЛЬШОЙ НАРОД тут >>>]



























































в Лабиринте
в Озоне
новогодняя

ТАМБИ Владимир Александрович

Владимир Александрович Тамби

(1906, Петербург - 1955, Ленинград)


[о ХУДОЖНИКЕ >>>]
Владимир Тамби родился в Петербурге, в семье служащего. Сначала он учился рисованию в мастерской рабочих художников Пролеткульта, затем поступил в Академию художеств. С детства Тамби любил рисовать технику: автомобили, самолёты, пароходы. Хорошо знал названия и устройство многих машин. Его детские годы пришлись на расцвет научно-технического прогресса, на переломный момент между двумя совершенно разными эпохами. "Казалось, ещё совсем недавно люди ездили в каретах или верхом, а больше ходили пешком. И вдруг мир наполнился невиданными машинами. Они катились, плыли, летели, ныряли, ползали, сотрясая землю, оглушая грохотом и рёвом моторов. Это поражало воображение".

Деятельному молодому человеку, внимательно следившему за развитием науки и техники, в стенах Академии было скучно и тесно. Как можно было тратить часы на рисование унылых классических постановок, когда вокруг творилась новая жизнь, строились заводы, дороги, аэродромы, а твоими современниками были настоящие герои: отважные лётчики, летавшие все дальше и выше; капитаны кораблей, водившие уже не парусные суда, а огромные пароходы?!
Мир техники завораживал. И казалось, что настоящая жизнь, такая объёмная, кипучая, протекает вне стен ВХУТЕМАСа.
Тамби так и не окончил Академию, ему поскорее хотелось окунуться в реальность.

Сначала он делал иллюстрации для ленинградских газет и журналов, а затем пришёл в Детгиз к Владимиру Лебедеву. Лебедев сразу отметил молодого художника. Его не особенно волновало, что тот не закончил Академию, гораздо более важным было то, что пришедший к нему молодой человек обладал талантом рисовать технику. В те годы Лебедев формировал редакцию Детгиза, как чуткий, внимательный режиссёр, и люди, умеющие и любящие рисовать машины, ему были очень нужны. Кроме того, Лебедев всегда требовал от своих учеников (и художников, с которыми работал), точного знания материала, натуры и умения самостоятельно литографировать свои рисунки, а все эти навыки у молодого художника были.

"При входе в литографию оглушительно гремит машина, моет литографские камни. Тяжёлое квадратное корыто трясётся и трясётся, катает по камням стеклянные шарики. Я вхожу в светлые и просторные комнаты литографии. Здесь в свои наезды встречаю я непременно кого-нибудь из гвардии Владимира Васильевича Лебедева. Он заведовал в те дни художественным отделом Детгиза. И держал молодых художников строго. Они обязаны были сами делать рисунки на литографских камнях, следить за печатанием своих книг", - писал о литографской мастерской Евгений Шварц.
Среди его отзывов о работавших там художниках есть несколько слов о Владимире Тамби: "Вот Тамби - знаток моря, тихий, молчаливый, заикающийся, румяный, в те годы худенький".

Море и корабли Тамби любил больше всего. В 1925 году, чтобы лучше узнать жизнь матросов, он нанялся кочегаром на пароход "Рошаль", ходивший из Ленинграда в Лондон. Когда другие кочегары корабля узнали, что на самом деле он не настоящий кочегар, а художник, то стали дежурить за него в кочегарке, чтобы он успевал рисовать. И Тамби рисовал пароход, рисовал море, встречные пароходы, маяки...

В историю отечественной книжной графики Владимир Тамби вошёл, в первую очередь, как художник "производственной книги" - книги, рассказывавшей ребёнку о том, что сам Владимир Александрович любил больше всего: об автомобилях и кораблях, о танках и подводных лодках, о самолётах и дирижаблях. Из всех художников "производственной книги" Тамби был самым молодым. В те годы он часто сам и писал, и оформлял детские книги.

В 1929 году Тамби выпустил: "Автомобиль", "Корабли" и "Военные корабли".
Год спустя: "Воздухоплавание", "Самолёт", "Танки", "Подводная лодка".
Текста в этих книгах немного, он занимает лишь первую и последнюю полосу. Остальное пространство отдано под завораживающую демонстрацию необычных, причудливых механизмов. Движение техники по книге подчинено времени - от самых первых машин к машинам современным. Меняясь, перекатываются они со страницы на страницу, и кажется, что художник сам на какое-то время становится мальчишкой, восторженно рисующим и рассматривающим этот фантастический парад.
Вот неторопливо проплывают по небу монгольфьеры и воздушные шары; стремительно проносятся самолёты; угрожающе ощетинясь ножами и колючками, катятся по траве предшественники танков и броневиков; дымя трубами, проплывают по густому синему морю пароходы и военные корабли...
Рядом с каждой машиной - короткая подпись. Уже потом, вдоволь насмотревшись картинок, маленький читатель сможет узнать, что же это такое движется по страницам книги.
"РАЗВЕДЧИК — двухместный военный самолёт. Он снизу забронирован. ИСТРЕБИТЕЛЬ — быстрый одноместный самолёт с пулемётом. Он может лететь круто вверх и падать коршуном. ДВУХВОСТКА — стреляет назад из пулемёта между хвостами. Обыкновенные самолёты могут стрелять только вперёд. ИЛЬЯ МУРОМЕЦ — первый в мире самолёт с четырьмя моторами. Он был построен в России и поднимал шестнадцать человек".
Или: "ГОНОЧНЫЕ — самые быстроходные автомобили. Прежде гонки устраивались по кругу. Теперь автомобили мчатся с такой скоростью, что не могут повернуть на ходу: они опрокинутся и разобьются. Для них делают особую очень ровную дорогу. В автомобиле кроме огромного мотора помещается только один гонщик".

Конечно, теперь такие тексты кажутся наивными и устаревшими. Однако в те годы дети узнавали из них не только об истории развития техники - они знакомились с машинами, которые создавались буквально у них на глазах. Много ли сегодня книг, столь же понятным и простым языком рассказывающих ребёнку о ракетах, о современных самолётах или подводных лодках?

Машины на его рисунках не заслоняют одна другую. Выстраивая пространство, художник мастерски создаёт иллюзию перспективы: от больших машин, расположенных внизу страницы, он, поднимаясь кверху, постепенно уменьшает размеры изображаемых механизмов. Предметы становятся маленькими, расположенными как будто вдали от читателя-зрителя. Интересно, что такой же принцип организации пространства в детской книге сформулировал и использовал Владимир Конашевич, художник, чуждый всяким машинам и технике, принадлежавший к прямо противоположному "производственной" книге направлению - "мирискусников".
Когда же Тамби организовывал пространство в книгах про летательные аппараты, то, наоборот, большие шары и самолёты он помещал вверху, а маленькие - чуть ниже, ближе к земле, как бы поднимая своего читателя-зрителя на ту высоту, где летают все эти машины.

Для изображения техники Тамби отбирал лишь самые характерные детали, обобщал форму, создавая узнаваемый и легко запоминающийся образ, кое-где становящийся почти знаком. При этом его машины не превращались в схемы, в чертежи, как в книгах художников-конструктивистов.

Удивительное знание разнообразной техники основывалось не только на многочисленных натурных зарисовках. Тамби вёл огромную работу с периодикой. Все интересные материалы и фотографии из газет и журналов он вырезал и раскладывал по специальным папкам. Надписи на папках были такие: "Шлюзы", "Буксиры", "Навигационные инструменты", "Военный флот".
Эти папки он пополнял на протяжении всей жизни и активно пользовался ими в работе. А было таких папок у Владимира Александровича, ни много ни мало, семьдесят три!

Иногда художник сам готовил бумагу для своих работ. По воспоминаниям современников, он "что-то варил на противне по собственным рецептам. Окунал туда листы, окрашивая их одному ему известным способом. Дух от кухни шёл такой, что из кухни все убегали. Но Тамби только посмеивался..."

Помимо создания "авторских" книг, Владимир Александрович занимался и простым иллюстрированием. Но и здесь он выбирал книги о кораблях и самолётах, машинах и поездах.
Одной из наиболее удачных можно назвать книгу М.Ильина "Как автомобиль учился ходить" (1934). Рисунки в ней чёрно-белые, в них найдено удачное сочетание стилизации формы, её упрощения и - наглядности, познавательности.

Во время войны Тамби работал сначала в блокадном Ленинграде, в группе "Боевой карандаш", рисуя антифашистские плакаты, потом попросился на фронт. Служил он в эстонском стрелковом корпусе. Даже на войне у него всегда был с собой небольшой блокнот, в котором он рисовал уже не мирную технику, а танки и военные машины, целые и взорванные, "наши" и захваченные у врага.

В 1944-46 гг. Тамби - художественный редактор Государственного издательства Эстонской ССР. Затем он вернулся обратно в Ленинград. Продолжал работать как художник-иллюстратор. Но, увы, в конце 1940-х — начале 1950-х годов от художников детской книги уже не требовали чего-то нового, яркого, необычного. Книги, созданные художником после войны, уже не так интересны, как довоенные издания. В них появилась обычная перспектива, а машины, вместо того чтобы непринуждённо перемещаться со страницы на страницу, часто загонялись в полосные или полуполосные иллюстрации с жёстко очерченными краями, за которые им никак нельзя было выбраться. Из книг исчезло чувство движения, которое было прежде. Сознавая это, художник всё чаще брался иллюстрировать не детские книги, а научно-популярные издания для подростков, фантастические романы (например, "220 дней на звездолёте" Георгия Мартынова).
А всего художником проиллюстрированно около ста пятидесяти изданий и создно несколько десятков "авторских" книг.

И ещё Тамби рисовал необычные города у моря.
Там плавали всевозможные корабли, ездили машины, летали самолёты... - легко и свободно, без всяких запретов и преград, как и положено настоящим живым существам...

Дарья Герасимова

(материал взят отсюда)

... и почти вся эта статья есть в шести тонких книжках, что выложены внизу - разбита на небольшие куски и вставлена по делу и к месту.


Совместными усилиями РГДБ и издательства АРТ-ВОЛХОНКА уже выпущено ДВЕ коробки детских ретро-книг 20-30-х годов прошлого столетия.

ПЕРВУЮ коробку можно посмотреть ТУТ >>>

ВТОРАЯ коробка полностью состоит из книг Владимира Александровича Тамби.

Картонная коробка, в ней - ШЕСТЬ книг в тонких обложках на скрепках, на плотном тонированном офсете оригинального вида (стилизация под те самые книги 20-30-х) + добавлены издательские обложки из очень плотной меловки.
Формат издательских обложек чуть больше "оригинальных" книжек.
Замечательный дизайн - и самой коробки, и этих дополнительных обложек!
Очень стильно, и очень всё по делу.

В-общем, наборы эти и для детей - им и почитать интересно, и интересно сравнить с жизнью сегодняшней.
И для коллекционеров - и книги напечатаны отменно, и информация нужная присутствует:)

И, как мне кажется, пройдёт совсем немного времени - и коробки эти тоже можно будет только у букинистов купить... за цену колеса-от-самолёта:)

... скоро 23 февраля... как мне кажется, коробка с техно-ретро-книжками Владимира Тамби - отличный подарок как маленьким, так и большим мальчикам:)
(у мужа моего, например, коробка пользуется повышенным спросом:)

Издательство АРТ-ВОЛХОНКА, 2017 год, типография Парето-Принт (Тверь)





... а теперь просто смотрим книги, иллюстрированные Владимором Александровичем ТАМБИ...

"Военные корабли"




[ВОЕННЫЕ КОРАБЛИ >>>]


















"Автомобиль"




[АВТОМОБИЛЬ >>>]


















"Воздухоплавание"




[ВОЗДУХОПЛАВАНИЕ >>>]


















"Воздушные работники"




[ВОЗДУШНЫЕ РАБОТНИКИ >>>]


















"Самолёт"




[САМОЛЁТ >>>]


















"Гонки на воде"




[ГОНКИ НА ВОДЕ >>>]


















1-я коробка

и по отдельности -

2-я коробка

и по отдельности -