Category: история

Category was added automatically. Read all entries about "история".

пёс

Про царя, что прорубил окно в Европу...

...откуда теперь немилосердно ДУЕТ

А если серьёзно, то я люблю всё, что касается петровской эпохи, и мне бесконечно нравится сама ЛИЧНОСТЬ царя-реформатора.
Так что о приобретении данной книги из серии "ХРОНОГРАФ" речь даже не стояла:)

Итак, о чём конкретно в книге из петровской эпохи?
О двоецарствии, о начале правления Петра, о Великом посольстве против турок (даже имеется перечень гостинцев из Европы, что привёз домой Пётр из этого предприятия: корсеты, картофель, кофе, табак, парики и зубоврачебные инструменты), о возвращении царя на Родину и первых преобразованиях, об осаде Нарвы и начале Северной войны, о рождении города-на-Неве, о российском флоте, о новом законодательстве, об ассамблеях, об учении и о конце эпохи Петра.
А так же о русских деньгах, российском флаге-триколоре, строении фрегата, гражданском шрифте, кунсткамере, наследниках Петра...

Была та смутная пора,
Когда Россия молодая,
В бореньях силы напрягая,
Мужала с гением Петра.
Суровый был в науке славы
Ей дан учитель: не один
Урок нежданный и кровавый
Задал ей шведский паладин.
Но в искушеньях долгой кары,
Перетерпев судеб удары,
Окрепла Русь!...
          (А.С.Пушкин "Полтава")

Информации много, несмотря на малое кол-во страниц.
И информация дана в хорошей, совершенно не напряжительной форме.
Это - особо ценно для детей и для меня:)
Даже повторять не буду, насколько такая игровая форма хороша для школьников для лучшей "усвояемости" предмета!!!

Ну и немного про само издание, конечно же:)

Книга имеет крепкую фактурную обложку - портрет Петра посередине прямо как лаковая миниатюра!
Много лака и на "рамке" по краю передней части обложки, имеется металлизированое тиснение в названии - всё это ОЧЕНЬ красиво!
Так же наличие ляссе с золотой медалью Петра явно украшает книгу.
Ну и, конечно же, в книге множество "интерактивных прибабахов" - карты, гравюры, письма и записки Петра (воспроизведённые его же почерком), веер-табель европейских народов, различные брошюрки, часы петровских времён, "чучелы" боярина и боярыни (которые можно переодеть в европейское платье (прилагается сундук с одеждою:), инструкция как сделать пушку, панорама трёх российских кораблей, бюро с кучей выдвижных "ящичков" с секретами и, на закуску - сборная модель Ботика Петра Великого!
Всё это выдвигается, раскладывается, вынимается... сплошной интерактив!
Качество книги очень хорошее - Поднебесная расстаралась:)
Как и на остальных книгах серии ХРОНОГРАФ -  ЛЕДОВОЕ ПОБОИЩЕ  и  ВОЙНА 1812 ГОДА

Е.Новичкова, Е.Бунтман, А.Ратина

"Пётр I"




Издательство - Лабиринт
Год - 2015
Переплёт - картонный с тиснением и лакировкой
Бумага - мелованный картон
Формат - большой, квадратный
Страниц - 28
Тираж - 13 000 экземпляров


[про ЦАРЯ-ПЛОТНИКА>>>]

























































  в Лабиринте
И не забываем что     в ЛАБИРИНТе дарят ПОДАРКИ! >>>

Мои любимые фильмы о Петре - "Россия молодая" и "В начале славных дел"... и музыка!
Какая ж там музыка Кирилла Молчанова!!!

пёс

"Жил на Руси когда-то встарь премудрый и предобрый царь..."

Так начинает сказка сказываться...

Сказка, которую давным-давно сочинил русский писатель Василий Петрович Авенариус.
Имя многим (и мне в том числе:) до сего дня совершенно незнакомое.
Забытое сейчас настолько, что срочно помещаю пост в рубрику "Забытые имена"!

Авенариус Василий Петрович

(1839–1923)



[о Писателе>>>]
Известный русский писатель Василий Петрович Авенариус (настоящее имя – Вильгельм) родился в 1839 году в Царском Селе в большой и дружной семье лютеранского пастора.

"Мои родители, - вспоминал писатель, - как и многие из предков, происходили из лютеранских пасторских семей и были очень начитанны в иностранных литературах.
Отец, также пастор, был известный в своё время проповедник, преподавал в учебных заведениях и, в качестве действительного члена Императорского географического общества, всё своё свободное время посвящал разработке географических материалов.
Мать, воспитывая своих пятнадцать детей, в то же время руководила и церковной школой отца".


Детство Василия прошло в Царском Селе. Именно здесь, в знаменитом Александровском лицее его отец Пётр Александрович был законоучителем.
Читать Василий научился рано и с жадностью поглощал книги.
В огромной библиотеке своего дяди, в доме которого он прожил семь лет, мальчик жадно читал романы Купера и Скотта, Диккенса, Теккерея и Александра Дюма – то есть то же самое, что читали в его годы все. Пушкин, а вслед за ним Гоголь, Лермонтов, Фет, Майков, Щербина пришли к нему позже – уже тогда, когда десятилетнего мальчика после домашнего и гувернерского пестования отдали учиться далее – сначала в отцовскую церковную школу, а затем – в Пятую петербургскую гимназию, которую он окончил в 1857 году.

В том же году Василий Авенариус успешно сдал экзамены на Естественное отделение математического факультета Санкт-Петербургского университета. Впечатлительный юноша, ставший студентом-химиком, обнаруживает, тем временем, совершенно иную страсть.
Он аккуратно, любовно, заполняет тетрадь за тетрадью не химическими формулами, а стихами!
Василию оставалось учиться в университете ещё два года, когда вышел его первый сборник весёлых студенческих стихотворений.
Но книга осталась незамеченной, зато учинила настоящую бурю в умонастроении и поведении самого автора, обычно сдержанного и неспешного в решениях и поступках. Карьера учёного-химика не состоялась. Не помогло даже то, что в 1861 году В.П. Авенариус попал в число самых одарённых выпускников университета, направленных на годичную стажировку в Германию. Здесь он со свойственным ему усердием изучал новейшие способы сахароварения, так и не пригодившиеся ему больше никогда в дальнейшей жизни.

В 1862 году вернувшийся из Германии кандидат естественных наук В.П. Авенариус получает назначение на службу в один из департаментов Министерства внутренних дел (где проработал 18 лет, а затем ещё почти 30 лет служил в Собственной Его Императорского Величества канцелярии).

Так почти полвека и текли параллельно две жизни этого удивительного человека. Одна, чиновничья, кормила семью (он дослужился до генеральского чина тайного советника).
Но параллельно и независимо от этого шла вторая его жизнь, наполненная творческим вдохновением и сладостными муками слова, но именно она и была для него главной, она внесла его имя в историю российской литературы.

Тайный советник и государственный служащий начал сотрудничать с детско-юношескими изданиями: "Родник", "Задушевное слово", "Детское чтение"...
Здесь с середины 1870-х годов публикуются его рассказы, очерки, стихи. Дебютировал он в новом своём качестве и как составитель фольклорных сборников "Книга о киевских богатырях" (1876), "Тридцать лучших сказок" (1877) и "Книга былин" (1880).
Первая из этих книг содержала переложенные в приспособленном для детей виде русские былины, приобрела большую популярность и много раз переиздавалась. Вторая книга была оригинальной творческой работой, – говоря словами автора, это был "пересказ некоторых менее известных сказок, как простонародных русских, так и иностранных".

В 1880 году он был удостоен первой премии Фребелевского общества за два произведения для самых маленьких - "Сказку о пчеле Мохнатке" и "Что комната говорит?" В них автор разговаривает с детьми обыкновенным человеческим голосом - сжато, образно, весело и местами с неподдельным юмором. Его оригинальные сказки для детей были необычайно популярными, а некоторые из них обошли почти все школьные хрестоматии.
На титуле каждой из книг Авенариуса значилось: "Одобрено Ученым Комитетом Министерства народного просвещения и рекомендовано Учебным комитетом ведомства императрицы Марии для всех библиотек учебных заведений, а равно для наград". Эта надпись свидетельствовала о популярности и высоком художественном уровне изданий.
Журнал "Новое время" отметил: "Авенариус принадлежит к числу тех немногих русских писателей, которые своими сочинениями доказали возможность существования у нас настоящей литературы для детей и юношества, чуждой слащавых и приторных приёмов, составляющих отличительный признак этого рода литературных произведений".

Также Авенариус создал целый ряд повестей из жизни известных людей: Пушкина, Гоголя, Моцарта, Глинки, Пирогова.
Василий Петрович не оставил свидетельств, как он пришёл к жанру литературного жизнеописания - новому не только для него, а и для всей русской литературы XIX века.
Одно можно с определённостью утверждать: не случаен был его выбор личности Пушкина, привязанность к которому с младенческих лет постепенно переросла в восхищённое преклонение.
Кроме того, не могло не сказаться то обстоятельство, что 1880-е годы вошли в историю русской культуры как "пушкинское десятилетие".
Печатая в 1885 году первую часть дилогии "Отроческие годы Пушкина", журнал "Родник" и не предполагал, что вскоре эта книга станет крупным литературным событием.
В том же году она вышла отдельным изданием. Книгу не только заметили, но и встретили восторженными похвалами едва ли не все "толстые" журналы Петербурга и Москвы.
Через год с небольшим всё тот же "Родник" печатает в десяти номерах вторую повесть дилогии Авенариуса – "Юношеские годы Пушкина" (1887), а вслед за этим выходит её книжное издание.
И снова дружный хор рецензентов, наперебой хвалящих дилогию.

Дилогия о Пушкине вызвала восторги читателей и критиков, это был "звёздный час" весьма преуспевающего чиновника В.П. Авенариуса, вот уже двадцать лет пытающегося добиться литературной славы.
Пушкин сделал малоизвестного беллетриста и славным, и почитаемым.
Им впервые заинтересовались всерьёз. Дилогия многократно, вплоть до 1917 года, переиздавалась.
Она явилась провозвестницей самой популярной в России книжной серии двадцатого века "Жизнь замечательных людей", прославивших издательства Н.Ф. Павленкова и "Молодая гвардия".

Вслед за повестями о Пушкине В.П. Авенариус пишет биографическую трилогию "Ученические годы Гоголя" – "Гоголь-гимназист" (1896), "Гоголь-студент" (1897), "Школа жизни великого юмориста" (1899), а также повести "Детские годы Моцарта" (1901), "Создатель русской оперы М.И. Глинка" (1903), "Поэт-партизан Д.В. Давыдов" (1904), "Молодость Пирогова" (1909), "Д.И. Фонвизин, его жизнь и творчество" (1914), цикл исторических повестей о Колумбе "За неведомым океаном" (1912) и другие.

В 1889 году из-под пера Авенариуса выходит увлекательная повесть "Необыкновенная история о воскресшем помпейце", которую с полным правом можно назвать научно-фантастическим произведением. Герой повести - оживлённый в XIX веке из мумии житель Помпеи.
Он много путешествует по современному городу и знакомится с чудесами цивилизации. И чем дальше, тем больше, происходит взаимное отторжение. Он свежим взглядом из прошлого видит оборотную сторону прогресса, и она его не радует. В этой повести В.П. Авенариус одним из первых в отечественной фантастике затронул тему столкновения разных эпох, взаимопроникновения прошлого, настоящего и будущего.

В 1891 году журнал "Родник" в трёх номерах опубликовал историческую повесть В.П. Авенариуса "Меньшой потешный" о юном Петре I и Александре Меншикове, ставшем сподвижником императора. Это небольшое произведение, написанное, как и все его другие, так занимательно, что прочитывалось на одном дыхании, открыло новую грань таланта писателя. Он решил попробовать свои силы на сей раз в качестве популяризатора российской истории.

Публикация каждого нового произведения писателя встречалась критикой благожелательно.
Его новые книги выходили теперь только в подарочном исполнении – издательства не скупились ни на иллюстрации, ни на бумагу, ни на коленкор для роскошных переплётов.

Одиннадцать романов и повестей написал Авенариус в последней трети своей долгой жизни.
В их числе – популярные среди детей и подростков роман-трилогия "За царевича", дилогия "Под немецким ярмом", романы "Во львиной пасти" о годах основания Петром I новой столицы России, дилогия "Среди врагов" и "На Париж!" о подвиге россиян в Отечественной войне 1812 года и другие.

В 1908 году, прослужив на государственной службе 46 лет, В.П. Авенариус вышел в отставку. Он не был профессиональным писателем, и лишь в последние годы жизни занимался одним только литературным трудом.
"Служба, - писал он, - доставляла мне достаточные средства для скромного существования, и потому литературный гонорар никогда не представлял для меня вопроса жизни. Писал я по неодолимой потребности "сочинять" и писал всегда только на интересовавшие меня самого темы. Не дорожа построчной платой, я без колебания зачёркивал у себя целые страницы, целые главы, если при перечитывании находил их малозанимательными".

В 1915 году литературная общественность Петрограда торжественно отметила пятидесятилетие творческой деятельности писателя. Помимо слов признательности он с радостью услышал о планируемом выпуске Полного собрания его сочинений.
Но шла война с Германией, зрели две революции, и собрание сочинений так и не вышло.

9 ноября 1923 года В.П. Авенариус, только что отметив своё 84-летие, тихо скончался. Он был похоронен на Смоленском лютеранском кладбище.
А менее чем через год, словно венок на могилу писателя, вышли две его книжки: "Пьесы для детей" и "Пьески для малюток".

После этого в течение многих лет творчество Авенариуса было забыто.
Лишь в последние годы вновь стали издаваться его книги, ведь Авенариус – это не только полюбившаяся всем его дилогия о Пушкине, но это ещё и увлекательные повести и романы о самых загадочных временах российской истории, это и романизированные жизнеописания многих великих людей, это и стихи, былины, сказки...
Одним словом, это изумительные книги для семейного, домашнего чтения, одинаково полезные и интересные для любознательных – от школьника до академика.
Они до сих пор не потеряли своей привлекательности и по-прежнему радуют читателей отточенным слогом.
_____________________________________


Сейчас на книжных прилавках книг Авенариуса - раз, два, и обчёлся:(
А из сказок мною найдена только книга про молодильные яблочки... её и представляю вам сейчас!

Сказка задорная и весёлая.
Язык отличный и вполне современный, да ещё автор и с отменным чуством юмора! (я такое оченно уважаю:)))

И рисунки художника Алексея Анатольевича Шевченко мне тоже понравились.
Вот в других книгах (я посмотрела немного:) оставили абсолютно равнодушной, а тут - понравились!
Они очень "соответствуют" тексту и, главное, ироничному языку:)

Издана книга очень хорошо - увеличенного формата, в крепкой картонной обложке с частичной лакировкой, на плотном офсете, с крупным шрифтом и хорошим качеством печати (Тверь).

... не может не радовать, что издательства всё-таки вспомнили о хорошем Авторе и начали его издавать!
За что им - огромное спасибо от нас, читателей!!!

Василий Авенариус

"Молодильные яблочки"




Издательство - ЭНАС-КНИГА
Год - 2014
Переплёт - картонный с частичной лакировкой
Бумага - офсетная
Формат - увеличенный
Страниц - 48
Тираж - 3 000 экземпляров

Художник - Алексей ШЕВЧЕНКО


[АЙДА ЗА ЯБЛОЧКАМИ?!>>>]

















































в Лабиринте
в Озоне
в Риде
пёс

"Прoйдут года, и вот из дали...

...Минувших лет, минувших лет мелькнёт одно:
Как наши деды воевали
Давным-давно, давным-давно, давным-давно!..."


В прошлую Акцию-издательства-Лабиринт, я, наконец-то, купила три книги из серии
"Живая история" -
Ледовое побоище   уже показала, теперь настала пора Войны 1812 года.



Как и "Ледовое побоище", эти две книги - прекрасные пособия для изучения истории нашей Родины.
Так сказать панорамные книги с "живыми" картинами, объёмными конструкциями и подвижными элементами.
В них есть всё то, что нужно для развития интереса к истории отечества у подрастающего поколения.
Так что я продолжаю запасаться "материалом" нашему Кабачку для школы, чтоб усвояемость была лучше:)

М.Г.Брагин

"В грозную пору"

Эта книга стоит особняком в серии.
Потому как она - полноценная историческая книга по тексту.
Текста много, он очень информативный и качественный.
Что и не удивительно, ведь автор Михаил Брагин - известный автор книг по истории.
Вот и в книге "В грозную пору" много сведений и о жизни полководцев с фрагментами их биографий.
И можно проследить всю хронику войны 1812 года с тактикой ведения войны.

Ну и при всём богатом содержании, книги эти ещё и отлично сделаны-оформлены!
Хотя в книге Брагина и не такое кол-во всяких "сюрпризов" и "секретов", как в оставшихся двух, но и тут есть на что посмотреть!
Карты, форма войск, ордена и награды, различные виды оружия.

Думаю, что больше для мальчишек, конечно:)
Но и девчонкам тоже интересно (ну а как им могут быть неинтересны ГУСАРЫ ?!?!:)))





[ВСЯ ВОЙНА 1812 года>>>]








































































































































































Е.Бунтман, Т.Эндельман

"Бородинская битва"

А эта книга - об одном "моменте" войны 1812 года.
Но о ПЕРЕЛОМНОМ моменте, так сказать!
Текста не так много, как в предыдущей книге.
Написано простым и "живым" языком, читается с интересом:)

И много-много дополнительных информационных штучек-дрючек!:)
Есть тут коротенько и об общей политической ситуации, и описание некоторых сражений, и сравнение нашей и французской армий, и портреты полководцев, и различные виды оружий, и обмундирование различных видов войск, и воинские звания обеих армий, и устройство пушек... а ещё: секретные депеши, карты и - настольная историческая игра "Казаки"!

ЭХ! Гусары - драгуны - уланы !:)))



[ПЕРЕЛОМНЫЙ МОМЕНТ войны 1812 года>>>]


















































Мне понравилсь фраза из рецензий в Лабиринте на одну из этих трёх исторических книг. Но фраза подходит к любой из них -

"...Книга привносит тот неуловимый, будоражащий, героический флер, которого так не хватает в современный век холодных стратегий и кровавых стрелялок..."

Лучше и не скажешь про книги серии "Живая история" !

в Лабиринте в Лабиринте

Лучший, на МОЙ взгляд, фильм про войну 1812 года - "Эскадрон гусар летучих"... и Андрей Ростоцкий в роли Дениса Давыдова:) -

"Я люблю кровавый бой, я рожден для службы царской! Сабля, водка, конь гусарский..."

пёс

Рассказы графа Толстого для детей.

Хоть и не очень-то я жалую рассказы для детей Льва Толстого, но книг его с этими самыми рассказами у меня дома собралось уже изрядно.
А всё потому, что люблю я рисунки некоторых художников:)
Вот и эта книга поселилась у меня преимущественно из-за художника, что иллюстрировал книгу.
Потому как очень я уважаю неяркие и подвижные рисунки Владимира Гальдяева!
И напечатаны они в книге очень хорошо, на плотном офсете сливочного цвета. А такая бумага "идёт" рисункам Гальдяева необыкновенно!

Рассказов в книге - пятнадцать.
Есть тут и "Филиппок", и "Котёнок", и "Лев и собачка".
Ну и ещё двенадцать:)

В-общем, есть у меня теперь произведения графа Толстого в иллюстрациях:
Алексея Пахомова, Г.А.В.Траугот, Петра Репкина, Геннадия Спирина и Владимира Гальдяева, во как!:)

Само издание очень добротное.
Формат А4, крепкая картонная обложка, плотный офсет сливочного цвета, крупный шрифт и отличное качество печати.

Лев Толстой

"Косточка"




Издательство - Речь
Год - 2015
Переплёт - картонный
Бумага - офсетная
Формат - энциклопедический
Страниц - 80
Тираж - 4 000 экземпляров

Художник - Владимир ГАЛЬДЯЕВ


[КОСТОЧКА и другие рассказы>>>]



































































в Лабиринте
в Озоне
в Риде
пёс

Редчайшие цветные фотографии Российской империи начала 20 века

Оригинал взят у matveychev_oleg в Редчайшие цветные фотографии Российской империи начала 20 века


Цикл цветных фотографий, отснятых в далёком 1911 году. Откуда сто лет назад взялся цвет? Как это было сделано?
Ведь ещё совсем недавно - лет 50-60 назад цветное фото было не то, чтобы экзотикой, но чрезвычайно редким. Ещё на моей памяти были псевдо-цветные раскрашенные снимки.

Талантливый химик, увлечённый фотограф, выпускник Петербургского технологического института, Прокудин-Горский к 1906 году публикует ряд статей, посвящённых принципам цветной фотографии. В этот период он так усовершенствовал новый метод, обеспечивший одинаковую цветочувствительность всего спектра, что мог уже делать цветные снимки, подходящие для проекции. Тогда же он разрабатывает и свой метод передачи цветного изображения, основанный на разделении цветов на три составляющие. Он снимал объекты 3 раза через 3 фильтра - красный, зеленый и синий. Получалось 3 черно-белых позитивных пластины.



[1900-е, Россия>>>]


Для последующего воспроизведения изображения он использовал трёхсекционный диапроектор с синим, красным и зелёным светом. Все три изображения с трёх пластин проецировались на экран одновременно, в результате чего присутствующие имели возможность видеть полноцветные изображения. Будучи к 1909 году уже известным фотографом и редактором журнала "Фотограф-любитель", Сергей Михайлович получил возможность осуществить свою давнюю мечту - составить фотолетопись российской империи.



По рекомендации Великого князя Михаила он излагает свой план Николаю II и получает самую горячую поддержку. На протяжении последующих нескольких лет правительство выделяло Прокудину-Горскому специально оснащённый железнодорожный вагон для поездок с целью фотографического документирования жизни империи.

За время этой работы было отснято несколько тысяч пластин. Отработана технология вывода цветного изображения на экран.

А самое главное - создана галерея прекрасных фотографий, беспрецедентная по качеству и объёму. И впервые подобная серия снимков была разложена на цвета. Тогда лишь с целью вывода с помощью диапроектора на экран.



Необычна и дальнейшая судьба этих фотографических пластин. Прокудин-Горский сумел после смерти Николая II выехать сначала в Скандинавию, потом в Париж, захватив с собой практически все результаты многолетних трудов - стеклянные пластины в 20 ящиках.

"В 1920-х годах Прокудин-Горский проживал в Ницце, и местная русская община получила драгоценную возможность просмотра его картин в виде цветных слайдов. Сергей Михайлович был горд тем, что его труд помогал молодому русскому поколению на иноземной почве понять и запомнить, как выглядела их утраченная родина, - в своем наиболее реальном виде, с сохранением не только цвета, но и духа её".



Коллекция фотопластин пережила и многочисленные переезды семьи Прокудина-Горского, и немецкую оккупацию Парижа.

В конце 40-х годов возник вопрос о публикации первой "Истории русского искусства" под общей редакцией Игоря Грабаря. Тогда же - о возможности снабжения его цветными иллюстрациями. Тут-то и вспомнила переводчица этого труда, княгиня Мария Путятина, о том, что в начале века её свекор, князь Путятин, представил царю Николаю Второму некоего профессора Прокудина-Горского, который разрабатывал метод цветной фотографии путем цветоделения. По её сведениям, сыновья профессора проживали изгнанниками в Париже и были хранителями коллекции его снимков.



В 1948 году представитель Рокфеллеровского фонда Маршалл приобрел у Прокудиных-Горских около 1600 фотопластинок за сумму 5 000 долларов. С тех пор пластины долгие годы хранились в библиотеке Конгресса США.

Недавно только кому-то пришла в голову мысль попробовать отсканировать и совместить 3-пластиночные фотоработы Прокудина - Горского на компьютере. И случилось почти чудо - казалось, потерянные навсегда образы ожили."



















































































Редчайшие цветные фотографии Прокудина-Горского история, россия, факты, фотография




пёс

Художники-иллюстраторы. Забытые имена.

Новожилов Геннадий Дмитриевич

(1936–2007)



[о Художнике>>>]
Родился в Москве 26 марта 1936 года.
Учился в Московской Художественной средней школе (1949-1953), затем поступил на курсы художников-мультипликаторов при студии "Союзмультфильм", где среди его соучеников были Юрий Норштейн, Франческа Ярбусова и Валентин Караваев.
Завершая обучение стажировался в группе сестёр Брумберг у режиссёра-мультипликатора Григория Митрофановича Козлова.

С 1953 года работал аниматором рисованных фильмов на студии "Союзмультфильм".
Затем в 1959-1961 гг. - аниматором и художником на студии "Грузия-фильм".
Был художником-аниматором мультфильмов "Остров ошибок" (1955г.), "Миллион в мешке" (1956г.), "Верлиока", "В некотором царстве", "Привет друзьям", "Снежная королева" (1957г.), "Первая скрипка" (1958г.), "После гудка" (1959г.) и "Тигр и осёл" (1960г.)

После 1961 года в анимации работал лишь эпизодически, в основном как художник-постановщик - "Похождения Чичикова" (1974г.), "О рыбаке и рыбке" (2002г.), "Девочка и Крот" (2005г.).
Также был художником-постановщиком игрового приключенческого фильма "Случай в квадрате 36-80" (1982г.)

Новожилов неоднократно выступал и как писатель-прозаик, опубликовав книгу рассказов "Другие жизни", повесть "Московский Бисэй", сборник "Русские сказки для детей и взрослых", роман "Иоганн, или Путешествие в високосный год".
Он является автором более 30 публикаций в журналах "Новый мир", "Огонёк", "Советский экран", "Смена", "Юность", "Искатель" и др.

Являлся членом Союза журналистов Москвы, член Московского объединенного комитета художников-графиков.
Был женат на художнице Аиде Новожиловой.



Лучше же всего Геннадий Дмитриевич Новожилов был известен как художник-иллюстратор литературных произведений. Работая по договорам, как с книжными издательствами, так и с редакциями журналов, за свою жизнь он создал огромное количество ярких и запоминающихся иллюстраций ко многим литературным произведениям, он проиллюстрировал около 250 книг.

Иллюстрировал русскую и зарубежную литературу - от романтических сказок Гауфа до анекдотических историй Юза Алешковского, от Пушкина, Гоголя, Толстого и Тургенева до Платонова, Нагибина, Трифонова и братьев Стругацких (Отель "У Погибшего Альпиниста").
Он стал первым иллюстратором романа Михаила Булгакова "Мастер и Маргарита", а также первым советским иллюстратором романа Владимира Войновича "Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина".

Когда "Чонкин" был впервые напечатан в СССР и на него обрушилось Министерство обороны, ещё неизвестно, что больше взбесило генералов – проза Войновича или рисунки Новожилова.
Масла в огонь подлило то, что один из нарисованных им персонажей был точная копия второго лица в КПСС Егора Лигачёва (оставшегося в истории вырубкой виноградников на Кавказе и фразой: "Борис, ты не прав!")

В феврале 2007 года за серию портретов для исторической рубрики "Издалека" в журнале "Смена" и за иллюстрирование книг известных российских писателей он был удостоен премии Союза Журналистов Москвы, став первым художником, получившим эту премию.

"Отчаянно сопротивлялся попыткам организации персональной выставки. Называл себя "немного рисующий". Тем не менее, стал лауреатом премии Союза журналистов Москвы в 2007 году" (Г. Бородин).
На первой персональной выставке Геннадия Новожилова в 2008 году были представлены его графические и живописные работы, эскизы к фильмам, а также показывались анимационные кинокартины, в которых он выступил в качестве художника-постановщика.

Многосторонне одарённый человек - художник, кинематографист, писатель, журналист... неподражаемый мастер книжной и журнальной графики... блистательный иллюстратор Новожилов Геннадий Дмитриевич скончался в 2007 году, 13 октября, на семьдесят втором году жизни.
Похоронен на Донском кладбище в Москве.
_______________________________________


У меня в библиотеке только четыре книги с рисунками этого замечательного жудожника.
Одну из них,  "ТЕНИ ИСЧЕЗАЮТ В ПОЛДЕНЬ" я уже показывала.
А  "КАПИТАНА БЛАДА"  как-то показывал Серёжа.

И я не буду вам рассказывать про представляемые сегодня ТРИ книги, иллюстрированные Геннадием Дмитриевичем Новожиловым.
Он САМ вам расскажет о них...

Геннадий Новожилов

"Русские сказки"

"Грохотала по земле война, а я в то время начал водить пальцем по строчкам букваря. Как только буквы чудесным образом начали выстраиваться в слова, тут они и объявились в виде книжицы с картинками. Мир сказки показался мне более реальным, чем мир полуголодного того времени, и я, не раздумывая, в это чудесное пространство сказки нырнул с головой.
Как известно, за гордыню Бог покарал людей разноязычием. А в сказке ничего похожего: кот говорит с мышью, волк с медведем, яблонька с девочкой, печка с речкой - все друг друга понимают. А какая удача послушать говорящего косого, ушастого, подозрительно умного зайца, что повстречался вам на сказочной дорожке!
Глядь - жизнь прошла. И вот однажды полузабытая книжка в моих руках. Открыл, а там всё те же Маша с медведями, неслух Иванушка, симпатичные Кикимора с Водяным. Горыныч с Лешим ничуть не постарели, у Ивана-дурака и Царевны, Яги и даже Кощея румянец во всю щёку, им нипочём стремительно разрастающийся "чёрный квадрат" нашего бытия, неустройство нашей жизни, все эти революции, войны, голод и разруха.
И стало вдруг понятно: необходимо, как и в начале пути, ухнуть в этот бессмертный мир, в этот очаровательный, неповторимый русский мир, как сумею, изобразить его, если получится, описать его, поговорить голосами тамошних счастливых обитателей".




Издательство - НорВей-Си
Год - 2007
Переплёт - картонный
Бумага - офсетная
Формат - энциклопедический
Страниц - 164
Тираж - 5 000 экземпляров


[Русские сказки ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ>>>]










































































P.S. А ещё в книге есть аннотация:

СКОРО! СКОРО!
Уважаемый читатель!
Во второй половине 2007 года издательство НорВэй-Си готовит к выходу в свет сборник прозы Геннадия Новожилова "Иоганн, или Путешествие в високосный год". Книга сопровождается рисунками автора. В сборник вошли как новые произведения автора, так и уже издававшиеся ранее в журналах "Новый мир", "Смена", "Огонёк".
Необычные истории, встречи, размышления, воспоминания переплетаются, слагая увлекательный рассказ о мистических странствиях человеческого духа по нашей земле в разные времена и в разных обличьях.



...но во второй половине 2007 года Геннадий Дмитриевич Новожилов ушёл из жизни, и книга так и не увидела свет...

Вильгельм Гауф

Сказки

"...Как только я научился читать, в мои руки вместе с Пушкиным и Андерсеном упала и книга сказок Гауфа. Я стал ими жить. Прошло полвека, и вот я опять их читаю, думаю... У него даже фея или злой дух - люди: они поступают по-человечески, понятно. Маленький Мук - это проживший тяжёлую жизнь человек, нелепый и некрасивый, унижаемый в старости уличными детьми. Сколько таких Муков вокруг! А падение и воскрешение Петера Мунка? Отчего человек бездонно глуп, жаден и жесток? И что это за беспредельное Добро, прощающее его, убийцу?!
Когда я впервые читал Гауфа, шла война с Германией. И странную вещь сотворили тогда со мной его сказки - я недоумевал: как же так, Гауф же немец, а немцы, напавшие на нашу землю, все плохие. Но помимо воли и желания из меня сама собой... истекла ненависть. Я догадался, что многие из них попали в беду. Чуть позже понял, что то же происходит и у нас..."





Издательство - Смена
Год - 1994
Переплёт - ламинированный
Бумага - мелованная
Формат - энциклопедический
Страниц - 304
Тираж - 30 000 экземпляров

Перевод - Н.Касаткиной, И.Татариновой, С.Шлапоберской


[все ТРИ альманаха>>>]














































P.S. Одно из самых ценных качеств в этой книге - тут ВСЕ ТРИ альманаха, связанные одним повествованием:
- ВСТУПЛЕНИЕ (Сказка под видом альманаха)
- Караван
- Александрийский шейх и его невольники
- Харчевня в Шпессарте

А вот выходила ли книга с такой обложкой? Не знаю...



А.С.Пушкин

"Руслан и Людмила"

"Я долго, года полтора, разрабатывал эти персонажи. Имена, которые им дал Пушкин, говорят сами за себя - Фарлаф, Рогдай, Ратмир. Это иностранные наёмники у Владимира, военные люди в высоких званиях. Фарлаф, который зарезал Руслана, - это безнадёжный тип, у которого нет ничего святого. "Воитель смелый" Рогдай - это олицетворение злобы. "Младой" Ратмир, напротив, хороший малый, к тому же очень умный. Пустившись было на поиски Руслановой супруги, он на полдороге плюнул на это дело и завернул в замок, где предался любовным утехам с молодыми красавицами.
Руслан (тоже нерусское имя) - это страшный человек. Он сокрушает всё на своём пути. Если он вытащил меч - всё, конец. Не думающий, не рассуждающий, не лирик, как, например, хазарский хан Ратмир.
Людмила - жутко избалованная дочка Великого князя Владимира. Хотя её похитили, но она особенно не страдает и недурно выпутывается из этой истории.
Больше всего мне жаль старого финна, который влюбился в колдунью Наину. Положил массу народа, чтобы заслужить её любовь, - и всё зря. Через много-много лет он сумел-таки чарами и заклинаньями добиться её боагосклонности, но на шею к нему бросилась старуха. Ради чего прошла жизнь этого человека?
А самый интересный и непонятный персонаж - это Черномор. Странная личность! Для чего ему, уродливому старцу, было похищать Людмилу? Кормить её, поить? Я думаю, в этом образе Пушкин показал бесцельность зла.
Я думаю, никаких идей, кроме воспевания красоты, в этом произведении нет. В школе учителя всё время говорили о значении произведения, об идее укрепления Руси, а то, что из него прямо хлещет красота, - этого не замечали. Все герои, каждый по-своему, красивы. Если бы мне удалось передать эту красоту героев Пушкина, я был бы счастлив.
Примечательно, что многие сказки, такие, как "Красная Шапочка", "Аленький цветочек", "Приключения Буратино", существуют и у других народов, а "Руслан и Людмила" - уникальна. В других странах ей нет аналогов, я проверял. Пушкин её придумал всю, от начала до конца".





Издательство - Семейный круг
Год - 1996
Переплёт - ламинированный
Бумага - офсетная
Формат - энциклопедический
Страниц - 128
Тираж - 25 000 экземпляров


[там лес и дол видений полны>>>]














































...иногда книги эти появляются вдруг из ниоткуда в ОЗОНе -



[Ещё обложки некоторых книг, что иллюстрировал Художник>>>]




... и ещё пара его рисунков -

пёс

Художники-иллюстраторы. Забытые имена.

Рыбченкова Лора Борисовна

(28.03.1928 - ?)



И опять, так же как и про Елизавету Александровну ВОЛЯНСКУЮ-УХАНОВУ , про Лору Борисовну Рыбченкову я не смогла найти ни строчки, ни фото:(
Только дату рождения да вот это: График. Член Союза художников СССР.
И ВСЁ !:(

Я же опять только что могу собрать в пост все книжки с ЦВЕТНЫМИ рисунками Лоры Борисовны, и надеяться, что издатели обратят свои взоры на творчество этой чудесной художницы.

В Музее можно посмотреть такие книги, иллюстрированные Рыбченковой:

- КНИЖКА ЭТА ПРО ЧЕТЫРЕ ЦВЕТА
- ЦЫПЛЯТА
- КУБИК НА КУБИК
- В ЛЕСУ РОДИЛАСЬ ЁЛОЧКА
- СЧИТАЛОЧКА

А у меня в журнале я уже выкладывала:

- САМЫЙ МАЛЕНЬКИЙ ВОЖАТЫЙ
- БАРСУЧОНОК

Ещё в сети нашлись такие вот обложки книг, что иллюстрировала Рыбченкова -



Ну и вот положу себе в журнал ещё три ЛЕТНИЕ книжки, что у меня в библиотеке хранятся.

Яков Тайц

"Послушный дождик"

Маленькие рассказы про маленькую девочку Надю и про лето в деревне.
Простые и славные рассказы.
То, что нужно малышам. ОСОБЕННО городским, которые в глаза не видели как пасутся коровы да гогочут гуси, как растёт хлеб да поливается капуста:)

А ещё по таким книжкам хорошо учиться читать.



Издательство - Детгиз
Год - 1958
Обложка - мягкая
Бумага - офсетная
Формат - энциклопедический
Страниц - 12
Тираж - 325 000 экземпляров


[про ДЕРЕВНЮ и ДЕВОЧКУ НАДЮ>>>]


















Грицько Бойко

"Песню девочка поёт"

Чудесные стихи просто!

"Кап-кап,
Тук-тук -
Дождик по дорожке!
Ловят дети
Капли эти,
Выставив ладошки".


Прямо уже отложила эту книжечку читать нашему Кабачку!
Такие стихи ритмичные да звонкие!

"Как пришла в сады цветущая весна,
Посадила я берёзку у окна.
Стала, стала я берёзку поливать,
Песенку ей стала напевать:

- Ты расти, моя берёзонька, расти,
Всем на радость зеленея, шелести!
Ты расти, моя берёзка, вырастай,
И меня, Алёнку, вспоминай!"




Издательство - Детгиз
Год - 1958
Переплёт - картонный с тканевым корешком
Бумага - офсетная
Формат - энциклопедический
Страниц - 16
Тираж - 200 000 экземпляров

Перевод с украинского - З.Александровой и О.Высотской


[СТИХИ-ПЕСЕНКИ>>>]





















а вот ФОРЗАЦЫ, которых у меня в книжке нет -



Мария Познанская

"Песенки "

И снова - прелестные летние стихи-песенки!

"На лугу у той дорожки,
Что бежит к нам прямо в дом,
Рос цветок на длинной ножке -
Белый, с жёлтеньким глазком.

Я цветок сорвать хотела,
Поднесла к нему ладонь,
А пчела с цветка слетела
И жужжит-жужжит "Не тронь!"


... и эту книжку пора почитать Кабачку - он ведь у нас деревенский житель теперь:)))



Издательство - Детгиз
Год - 1958
Обложка - мягкая
Бумага - офсетная
Формат - энциклопедический
Страниц - 16
Тираж - 300 000 экземпляров

Перевод с украинского - З.Александровой и О.Высотской


[и ещё ЛЕТНИЕ СТИХИ-ПЕСЕНКИ>>>]






















Вот такие три ЛЕТНИЕ книжки.
Не могу удержаться и прикреплю сюда такой вот ЛЕТНИЙ, ДЕРЕВЕНСКИЙ ролик:)))

пёс

Художники-иллюстраторы. Забытые имена.

Волянская-Уханова

Елизавета Александровна

(27.11.1900 - 1978)



Елизавета Александровна Волянская - Уханова - урожденная Карабанова.
Родилась в Смоленске в семье офицера артиллериста, белогвардейца Александра Николаевича Карабанова.
Волянская по первому мужу. Замуж за художника Уханова вышла в 1947 году .
Борис Уханов - график-пейзажист. Большинство книг оформляли совместно, но все дети нарисованы Лилей (так её звали в быту). Детей у них не было. Совместно с сестрой Верой ростила внучатого племянника Володю, рано осиротевшего. Большинство мальчиков на открытках и иллюстациях нарисованы с маленького Володи (например открытка "Интересная книга").
Борис Уханов умер в 1974, Лиля в 1978.
Оба - члены союза Художников СССР.
____________________________________

В Музее и у Мариночки представлены такие её книги (из тех, что нет у меня):

- МАЛЕНЬКАЯ ШКОЛЬНИЦА
- УГАДАЙ
- МОЙ МИШКА
- ПРО ТОЛЮ

У меня в журнале можно посмотреть  МАМИН ТРОЛЛЕЙБУС , а сейчас сохраню тут ещё ТРИ книжки с рисунками Волянской-Ухановой.
Чтоб издателям было проще найти, ежели что:)

Михаил Рудерман

"В Москве весна"


Простые и милые стишки про Москву. Я очень люблю стихотворение "Черёмушки", потому как долго прожила в том районе Москвы, там родился мой сынка и всё его детство до школы прошло в Черёмушках...

"Как-то встретил я Алёнушку:
- Где, Алёнушка, твой дом? -
Говорит она: - В Черёмушках,
Мы в Черёмушках живём.

Были там лужки зелёные
И черёмухи кусты,
А теперь дома с балконами
И на улицах цветы.

Улыбается Алёнушка,
Приглашает в гости нас:
- Приезжайте к нам в Черёмушки,
Там совсем весна сейчас!"


Кстати говоря, Михаил Рудерман - автор песни про тачанку!
Помните - Эх, тачанка-ростовчанка!?



Издательство - Детгиз
Год - 1958
Переплёт - картонный
Бумага - офсетная
Формат - энциклопедический
Страниц - 16
Тираж - 325 000 экземпляров


[про весну в Москве>>>]




















Сильва Капутикян

"В Москву"

А в этой книжке - одно стихотворение. Про то, как детишки мечтали попутешествовать в столицу нашей Родины:)
Соорудили себе самолёт из стульев - и полетеееееели!
Над всей страной полетели! (судя по всему вылетели из Армении:)
Над Тбилиси пролетели... над Чёрным морем пролетели... над горами Кавказа пролетели... над реками, полями Средней полосы России пролетели... и в Москве на Красной Площади СЕЛИ!

"...Мы над всей страной летели,
И в Москву мы прилетели!"


Стихотворение, кстати говоря очень складное. Ведь Си́льва Баруна́ковна Капутикя́н - крупнейшая армянская поэтесса XX века. И переводчица тут замечательная - Ольга Марковна Гурьян.

В этой книге Елизавета Александровна работала вместе со своим мужем Борисом Ухановым (и, судя по фамилии "просто Уханова" была ещё незамужем:)



Издательство - Детгиз
Год - 1951
Обложка - мягкая
Бумага - офсетная
Формат - энциклопедический
Страниц - 16
Тираж - 60 000 экземпляров

Перевод с армянского - Ольги Гурьян


[про путешествие в Москву>>>]






















Наталья Забила

"Про девочку Маринку"

Несколько дней из жизни Обломова:) одной девочки-припевочки:)
Стишки милые да добрые, мне такие нравятся:)

И тут тоже Елизавета Александровна выступает на-пару с мужем (и, судя по двойной фамилии, она уже замужем:)



Издательство - Детгиз
Год - 1957
Переплёт - картонный
Бумага - офсетная
Формат - энциклопедический
Страниц - 16
Тираж - 300 000 экземпляров

Перевод с украинского - З.Александровой и Г.Абрамовой


[про девочку Маринку>>>]




















Посылаю, опять-таки, запрос во Вселенную!:)
Может, издаст кто-нить нам книги с чудесными рисунками замечательной Художницы?!?!?!
пёс

Мир дворянской усадьбы. Сосновка. XIX век.

"Моему сыну Никите Алексеевичу Толстому с глубоким уважением посвящаю". (Автор)

Хоть и названа книга "Детство НИКИТЫ" (имя сына Алексея Николаевича), но повесть эта - автобиографическая. Про детство самого Алексея Толстого.

Детство Алёша провёл в небольшой усадьбе Бострома - Сосновке, в сорока верстах от Самары.
Он, по собственным воспоминаниям, "рос один, в созерцании, растворении, среди великих явлений земли и неба. Июльские молнии над тёмным садом; осенние туманы, как молоко; сухая веточка, скользящая под ветром на первом ледку пруда; зимние вьюги, засыпающие сугробами избы до самых труб; весенний шум вод; крик грачей, прилетавших на прошлогодние гнёзда; люди в круговороте времён года; рождение и смерть - как восход и закат солнца, как судьба зерна...".
Все эти воспоминания и легли в основу повести "Детство Никиты", написанную в Париже, в эмиграции, в 1920 году.
В повести сохранены и название усадьбы, и имя и отчество матери и домашнего учителя Аркадия Ивановича, и прозвище главного приятеля Мишки Коряшонка.
Вообще, самое ценное (на МОЙ взгляд) в повести "Детство Никиты", это - чрезвычайно обаятельно описанные: БЫТ дворянской усадьбы, игры детворы XIX века и празднования в доме Сочельника и Пасхи.
Очень поэтично и с огромной любовью описано!
Язык у Алексея Николаевича - лёгкий и плавный. Читать одно удовольствие!

Так же, как и рассматривать нежные и деликатные рисунки Нины Алексеевны Носкович.
Они не совсем цветные:) Скорее - тонированные. В три цвета. И их достаточно много.

Само издание - добротное.
Увеличенного формата, в крепкой картонной обложке, на белоснежном (но немного тонковатом) офсете, с хорошо читаемым шрифтом (некрупным, но с большим межстрочечным пространством) и отличным качеством печати.

Я лично очень рада, что у меня в библиотеке появилась эта книга!
Одна из лучших книг о детстве в русской литературе, да ещё и так качественно изданная!

Алексей Толстой

"Детство Никиты"




Издательство - Речь
Год - 2015
Переплёт - картонный с тканевым корешком
Бумага - офсетная
Формат - увеличенный
Страниц - 144
Тираж - 7 000 экземпляров

Художник - Нина НОСКОВИЧ


[СОСНОВКА>>>]













































в Лабиринте
в Озоне
в Риде
пёс

Художники-иллюстраторы. Забытые имена.

Таубер Виктор Исаевич

(1901 - 1990)



График, художник книги, учился во ВХУТЕИНе (1922-1923).
Рисовал для журнала "Мурзилка".
Иллюстрировал сказки Г.Х.Андерсена, сказки братьев Гримм, создал книжки-картинки и ряд превосходных автолитографий по сюжетам сказок.
В 50-е годы многочисленные переиздания выдержала книга "Кот в сапогах" Ш.Перро с его изумительными рисунками.
Последние годы жизни работал над иллюстрациями к "Мастеру и Маргарите" М.Булгакова.


...и это - ВСЁ, что есть в интернете об этом замечательном Художнике!!!:(
И на книжных прилавках на сегодняшний день - НИ ОДНОЙ КНИЖКИ с его рисунками!:(((
Издатели только грозятся нам переиздать... только вот всё никак не переиздадут... мы уж ждать замучились

Так что остаётся только собрать "по сусекам" в один пост побольше книг-с-Таубером и ждать отклик от Вселенной:)

В Музее показаны такие книжки с рисунками Таубера:

- КОЗА-ДЕРЕЗА
- ЛИСА И ЗАЯЦ
- АЛАДДИН И ВОЛШЕБНАЯ ЛАМПА
- Ш.Перро ЗОЛУШКА
- Е.Рейн О ЖАРКОМ ЮГЕ И ХРАБРОМ ДРУГЕ
- В.Важдаев КТО ПОБЕДИЛ?
- Л.Кассиль СКАЗКА ПРО САМЫЙ КРАЙНИЙ СЛУЧАЙ
- С.Маршак ПУДЕЛЬ

У меня в журнале я уже показывала:
- Ш.Перро КОТ В САПОГАХ
- Йован Йованович-Змай ХРАБРЫЙ НИКА
- С.Маршак ДОМ, КОТОРЫЙ ПОСТРОИЛ ДЖЕК
- С.Маршак ВЕСЁЛЫЕ СКАЗКИ

... вот и ещё четыре положу себе в журнал (и вам заодно покажу:)

Итак, встречайте! Партия "букинистических семечек" от-Таубера:)



Г-Х.Андерсен

"Огниво"




Издательство - Детгиз
Год - 1962
Обложка - мягкая
Бумага - офсетная
Формат - энциклопедический
Страниц - 21
Тираж - 200 000 экземпляров

Пересказ - А.Ганзен


[ОГНИВО>>>]


























бр.Гримм

"Беляночка и Розочка"




Издательство - Детгиз
Год - 1959
Обложка - мягкая
Бумага - офсетная
Формат - энциклопедический
Страниц - 20
Тираж - 400 000 экземпляров

Пересказ - ?


[БЕЛЯНОЧКА И РОЗОЧКА>>>]


























белорусская сказка

"Мужик и вельможа"




Издательство - Росгизместпром
Год - 1951
Обложка - мягкая
Бумага - офсетная
Формат - энциклопедический
Страниц - 12
Тираж - ? экземпляров


[МУЖИК И ВЕЛЬМОЖА>>>]


















сборник сказок советских писателей. Выпуск № 1

"Человек нашёл счастье"




Издательство - Детский мир
Год - 1961
Обложка - мягкая
Бумага - офсетная
Формат - энциклопедический
Страниц - 32
Тираж - 100 000 экземпляров


[ЧЕЛОВЕК НАШЁЛ СЧАСТЬЕ>>>]